Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Участники закупки это

Кто может участвовать в закупках

По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо – организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц. В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества). Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными. Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Участник закупки – это любое заинтересованное лицо, будь то организация, индивидуальный предприниматель или гражданин, которое желает стать для государства поставщиком необходимых товаров или подрядчиком на выполняемые работы или услуги. Информация о государственных нуждах является открытой и предоставляется безвозмездно через официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок.

Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица. Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить: 

  1. Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога. 
  2. При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и  СМП. 

Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть: 

  • На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. 

Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной. 

Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого, т.к. они относятся к субъектам бизнеса. 

Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами. 

Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов. 

Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество. 

Большинство исполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация». Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок. 

Особенностью является организация бизнеса и размер компании: 

  1. Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО. 
  2. Относительно НДС для организаций на УСН действуют те же условия, что и для ИП. 
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях 

Следующая категория участников — бюджетная организация. Для них есть следующие нюансы: 

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта. 
  2. Учреждения уголовно-исполнительной системы пользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК. 

В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режим, и многие процедуры им недоступны. 

Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам). 

Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.

Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь — национальный режим в госзакупках. 

Предлагаем ознакомиться  Императивные нормы допускают нарушение в определенных ситуациях

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств). 

Кто не может участвовать в закупках? 

Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.  

Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр. 

Кому доступ к государственным закупкам закрыт?

А вот круг лиц, которые не могут принимать участия в закупках, оговорен в законодательстве довольно четко. Это организаторы торгов, заказчики, а также их работники. Кроме того, весьма вероятно, что вскоре принимать участие в закупках не смогут и родственники лиц из руководства заказчика и членов комиссии по закупкам. Соответствующий законопроект размещен на портале правовых актов и проходит стадию антикоррупционной экспертизы.

Однозначно не могут претендовать на заключение контракта с государством оффшорные компании, то есть те, которые зарегистрированы, например, в Лихтенштейне, Монако или ОАЭ. Полный перечень таких государств и территорий можно найти в приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108Н.

Для всех остальных потенциальных участников закупки неустранимых препятствий нет, достаточно лишь соответствовать простым и понятным требованиям.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.

В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

  • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
  • отсутствие задолженности перед бюджетом;
  • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
  • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
  • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации. А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

  • к репутации исполнителя;
  • к наличию у него опыта;
  • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам, которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

Можно выделить основные требования, которые предъявляются ко всем участникам:

  • организация не должна находиться в стадии ликвидации или быть признана банкротом;
  • в отношении участника закупки не должно действовать административное приостановление деятельности;
  • участник закупки не должен иметь налоговой задолженности (включая непосредственно налоги, а также сборы и иные обязательные платежи), которая превышала бы 25% балансовой стоимости его активов;
  • участник закупки не должен иметь судимости за экономические или коррупционные преступления, например, незаконное предпринимательство или дачу взятки;
  • организация не должна привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение от своего имени;
  • между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов.
Предлагаем ознакомиться  Три года колонии поселения

Участники закупки это

Рассмотренные требования предъявляются во всех без исключения закупках.

Никаких документов для подтверждения соответствия этим требованиям не требуется. Участник закупки в свободной форме декларирует свое соответствие им, а если закупка проводится в электронной форме, то такое декларирование может заключаться в проставлении отметки в соответствующем поле на электронной площадке.

Интересно, что заказчик даже не обязан проверять соответствие участника основным требованиям, а может делать это по своему усмотрению. Тем не менее, необходимо понимать, что выявленное несоответствие требованиям участника закупки является основанием для его отстранения от торгов или отказа от заключения контракта с ним. Заключенный контракт будет обязательно расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Для участника закупки это будет означать включение в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически лишит его возможности участвовать в закупках в течение двух лет.

Кстати, требование об отсутствии информации об участнике в РНП также не является обязательным и устанавливается по желанию заказчика. Однако на практике они охотно пользуются этим своим правом и не допускают к торгам участников с сомнительной репутацией.

В ряде случаев для участия в закупке может потребоваться лицензия на соответствующий вид деятельности (например, пассажирские перевозки) или исключительные права на интеллектуальную собственность, если она являются предметом закупки. Тогда в составе заявки необходимо представить, соответственно, лицензию или иные документы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Дополнительные требования могут применяться в конкурсах (с ограниченным участием и двухэтапных) и аукционах.

В частности, они устанавливаются, когда от участника закупки для исполнения контракта объективно требуется соответствующая квалификация, опыт, наличие кадров и материальных ресурсов. Примером могут служить крупные поставки (свыше пятисот тысяч рублей) продуктов питания, организация детского отдыха, строительные работы на особо опасных и уникальных объектах и другие.

Участники закупки это

Полный перечень случаев, дополнительных требований и подтверждающих документов можно найти в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Как правило, дополнительным требованием выступает наличие опыта исполнения аналогичного контракта. Для поставок продуктов питания, например, он должен быть исполнен в течение последних 3-х лет, а его цена составлять не менее 20% предельной стоимости контракта, который участник намерен заключить. Подтвердить свой опыт необходимо предоставлением копий ранее исполненного контракта и копиями актов, накладных, счетов и прочих документов, которые свидетельствуют о том, что товар был принят.

При закупках некоторых видов работ, например, сохранение объектов культурного наследия народов России, кроме наличия опыта, необходимо соответствие участника закупки требованию о наличии ресурсов, которые обеспечат надлежащее исполнение контракта точно в срок (например, недвижимость, техника, оборудование и другие).

Кто считается участником

Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие — нет.

Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

  1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
  2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица. Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения:

  • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
  • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, приведен в этом материале.

Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить. Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием.

Предлагаем ознакомиться  Образцы и бланки писем 2020 года

Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми. В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

Национальный режим в закупках

Национальный режим подразумевает регулирование условий участия иностранных компаний в закупках и ограничений на поставку или создание конкурентных условий для товаров и услуг, имеющих отечественные аналоги. Например, запрещены закупки иностранного ПО. Поставка возможна только при подтвержденном отсутствии российских аналогов.

Ограничения и условия допуска, в отличие от запрета, не исключают участие в закупке поставщиков импортных товаров. Однако следует понимать, что отечественная продукция для заказчика будет в приоритете. Кроме того, ограничения допуска предполагают отклонение заявки с предложением продукции иностранного происхождения, если есть конкурирующие предложения от российских производителей.

В частности, ограничения допуска установлены для лекарственных препаратов, медицинских изделий, радиоэлектроники и ряда других товаров.

Участие в закупке отдельных видов организаций

Во-первых, ряд тендеров проводится исключительно для СМП и СОНО, следовательно, участниками закупки являются только они.

Участники закупки это

Во-вторых, существуют перечни товаров, работ и услуг, приобретая которые, заказчик обязан предоставить ценовые преференции организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям УИС. Участие других лиц в закупке при этом не исключается, однако нужно понимать, что ценовая конкуренция в данном случае будет неравной.

В любом случае вся информация об условиях, включая ограничения участия, открыта для ознакомления любому. Участник закупки это может учесть, принимая решение о целесообразности участия в конкретном тендере.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Отдельно можно выделить закупки, которые проводятся закрытым способом, и принять участие в них можно только по приглашению заказчика.

Технические особенности участия в закупке

По статистике около 60 % закупок проводятся в виде электронного аукциона, а с 2019 года все закупки будут проводиться в электронной форме. Исключения будут очень редки. Таким образом, уже сейчас всем потенциальным участникам открыта прямая дорога на электронные площадки. В связи с этим для участия в закупке понадобится:

  • электронная подпись (можно получить в любом из удостоверяющих центров);
  • аккредитация на электронной площадке.

По поводу аккредитации стоит обратить внимание на следующую особенность. До 2019 года аккредитация на каждой отдельной электронной площадке осуществляется ее оператором по заявлению участника.

С 2019 года каждому участнику сначала будет необходимо зарегистрироваться в ЕИС, а впоследствии, на основании регистрационных данных, операторы ЭТП автоматически аккредитуют участника на своих площадках.

Если участник успел получить аккредитацию до 2019 года, то может продолжать участвовать в закупках без регистрации в ЕИС, однако к 2020 году пройти такую регистрацию будет все же необходимо.

Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?

Для этого участнику нужно подготовить заявку и направить ее оператору электронной площадки или заказчику. Поскольку бумажные процедуры уходят в прошлое, рассматривать требования к формированию заявок для них (прошивка, нумерация, опись документов, запечатанный конверт и так далее) не имеет смысла.

Участники закупки это

В большинстве случаев уже сейчас заявки участников закупки подаются в виде электронных документов, содержание которых зависит от вида закупочной процедуры.

Заявка на участие в запросе котировок

Состав: предложение участника закупки о товарах, работах или услугах, а также о цене контракта.

Аукционная заявка состоит из 2 частей, благодаря чему обеспечивается анонимность участников закупки (это крайне важно) непосредственно в ходе проведения торгов.

Содержание первой части:

  • согласие на исполнение контракта на заявленных заказчиком условиях;
  • указание страны производства и характеристики товара, который является предметом поставки или будет использоваться для производства работ (оказания услуг).

Содержание второй части:

  • информация об участнике;
  • декларация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям заказчика (при необходимости);
  • документы о соответствии товара, работы или услуги законодательным требованиям (например, сертификаты).

Дополнительно во вторую часть заявки могут включаться документы о соответствии товара мерам по импортозамещению. А также документы и декларации, дающие право на получение преимуществ или участие в закупке в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Таким образом, большая часть закупок доступна всем заинтересованным лицам, а участие в них не представляет никаких трудностей. Достаточно лишь подобрать тендер, под требования которого подходит сам участник и то, что он готов предложить заказчику. Затем останется только подать заявку на участие и заключить контракт, если предложение окажется лучшим.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Участники закупки это
Adblock detector