Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Понятие границ населенных пунктов

Что значит изменение границ населенного пункта

Земельное право Российской Федерации предусматривает такой термин как «граница населенных пунктов». Его определение приводится в пункте 2 статьи 83 Кодекса о земле и означает черту, отделяющую одно поселение от другого или одну категорию земли от остальных.

Данная линия не должна пересекаться с муниципальными образованиями, не может выходить за рамки конкретного города (поселка). Кроме того, граница населенного пункта не должна пересекаться с частными владениями, принадлежащим организациям и отдельным гражданам.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Границы поселений намечаются во время образования территорий, а затем наносятся на план-карту в кадастровом паспорте каждого надела. Их описание – это обязательная процедура, проводимая при регистрации земельного участка как территории населенного пункта (города, села).

Статья 84 Земельного кодекса определяет правила изменения границ населенного пункта и порядок их установки. Что подразумевают под установлением и изменением границы земельного участка:

  • одобрение либо корректировку генплана городского округа, в котором обозначены границы всех участков в пределах города (села);
  • принятие либо поправки к плану будущей площади муниципального образования, который устанавливает его границы, за пределами города (села).

При изменениях городской черты городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вопрос решается Советом Федерации РФ. Этот документ оформляется должным образом, после чего выполняется новое разграничение.

При этом земельные права собственников или их распорядителей не прекращаются и не ущемляются, независимо от размещения частных владений – внутри поселения или вне его. Введение земельного участка в состав земельной площади одного муниципального образования осуществляется автоматически в ходе формирования общей территории.

Вас также может заинтересовать: Юридическое сопровождение бизнеса: от правовых консультаций до сделок купли-продажи

Основания для изменения границ населенного пункта

В жилой зоне каждой территории разрешена застройка, возведение пристроек, объектов социального и коммунально-бытового назначения для населения. Однако перед этим необходимо внесение изменений в границы населенного пункта. Территория проживания может отстраиваться жилыми домами и другими элементами инфраструктуры, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности населения (школы, детские сады, больницы, гаражи, автостоянки и парковки).

  • Общественно-деловые зоны, куда входят участки коммерческого, делового и социального назначения.

На этой территории размещаются любые недвижимые объекты для проведения коммерческой деятельности и предпринимательства. Зачастую в границах жилых зон строятся торговые центры, медицинские учреждения, культурные объекты, предприятия общественного питания, общеобразовательные заведения и прочие объекты, помогающие обеспечить комфортную жизнедеятельность граждан данного поселения.

Ключевые участки в этих районах отводятся под самые разные производственные объекты, независимо от степени их влияния на экологию.

  • Сельскохозяйственные зоны.

Основная часть этих земель отводится под аграрные угодья и участки, где размещены объекты для ведения сельского хозяйства.

  • Зоны рекреационного назначения, куда входят парки, скверы, участки лесных насаждений.

Обычно назначение таких земель – массовый отдых граждан и занятия спортом.

  • Специально охраняемые территории с участками особого значения.
  • Территориальные зоны специального назначения.

На этих землях размещают кладбища, крематории, могильники.

Условия изменений границ населенных пунктов

Каждая территория имеет собственные характеристики. Например:

  • Границы зон обязательно наносятся на карту градостроительного зонирования.
  • На этой карте отдельно показаны границы территорий со специальными условиями использования.
  • Участки с возведенными объектами культурного наследия, получившими официальный статус по решению Правительства России, могут выходить за рамки установленных границ выделенных территорий.

Участки присоединяются к населенным пунктам согласно принятым нормативно-правовыми актам.

Прежде всего, любой вид зонирования проводится после полного оформления пакета всех необходимых документов. Изменение границ населенного пункта осуществляется по итогам подготовки уполномоченным органом генерального положения о проведении такого мероприятия.

Оно основано на порядке землепользования и регламентах градостроения. Документация, оформленная в процессе генеральной подготовки, вводит ограничения на зонирование участка, то есть запрещает установление границ на конкретные недвижимые объекты.

Вас также может заинтересовать: Добровольная ликвидация юридического лица: этапы и особенности

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Из-за растущего спроса на участки под застройку и возможности купить, как правило, сельскохозяйственные земли повышенным интересом пользуются способы перевода этих аграрных земель в зоны поселений.

Действующим правом предложено два варианта введения земельных участков в состав населенных пунктов.

1. Изменение границ земель населенных пунктов путем утверждения генерального плана (основного порядка) или поправок к нему.

Утверждение (изменение) граничной черты поселения (городского округа) проводится принятием (корректировкой) генерального плана, которым установлены границы поселений в составе конкретного муниципального образования (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса). Правила разработки и принятия генерального плана населенного пункта (округа) описаны в статьях 24 и 25 Градостроительного кодекса России.

Проект генерального плана содержит раздел «Описание границ населенных пунктов», где в виде текста и графики показано расположение границ поселений. Там же перечислены координаты точек этих рубежей в системе измерений, принятой для государственного кадастра недвижимых объектов.

Предлагаем ознакомиться  Образец приказа доплаты на увеличение объема работ

Введение земельного участка в черту населенного пункта происходит в определенном порядке.

1. Заявитель (организация или физическое лицо, которое желает включить свою землю в границы поселения), подает в местный орган самоуправления (округа или поселка), где расположен выбранный населенный пункт, пакет обязательной документации:

  • обоснованное заявление о включении земельного участка в черту населенного пункта, написанное в свободной форме;
  • кадастровый план (карту) своего участка, который войдет в состав населенного пункта;
  • копия паспорта или других удостоверений личности заявителя – для физического лица, выписка из ЕГРИП (единого госреестра индивидуальных предпринимателей) – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ (единого госреестра юридических лиц) – для организаций;
  • документы о праве собственности на участок земли;
  • договор о сотрудничестве с ОМСУ, в границах которого расположен присоединяемый земельный участок.

2. Условия рассмотрения принятых заявлений и документов.

При вынесении решения о присоединении земельного участка к площади населенного пункта нужно учитывать использование земли по целевому назначению, установленному для этой категории и согласно зонированию территорий. Дополнительно орган местного самоуправления обращает внимание на следующее:

  • прилегание участка к границам поселения;
  • перспектива его обеспечения инфраструктурой (транспортной, инженерной и социальной);
  • реальность разработки документов по проектированию территории на включаемый земельный участок, если он имеет застройку или планируется под застройку.

3.Решение об изменении границ населенного пункта.

В ходе рассмотрения поданных документов местный орган самоуправления решает, включать или не включать земельный участок в черту конкретного населенного пункта. Если вынесено решение об уместности присоединения его к площади населенного пункта, местная администрация поручает разработчику составить проект генерального плана для новых границ данного поселения. Проект генплана, предполагающий изменение земельных границ, должен быть согласован с Правительством соответствующего региона.

4. Согласование с Правительством региона.

Проект генплана по изменению земельных границ подается на обсуждение регионального Правительства, а после – в причастные департаменты. Чтобы получить положительное заключение по разработанному генеральному плану, орган местного самоуправления представляет в Департамент госимущества материалы по всем участкам земли, включаемым в черту населенного пункта.

2. Изменение границ населенных пунктов проводится на основании статьи 41 ФЗ №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (временный порядок) от 29 декабря 2004 года.

Согласно части 4 статьи 9 Гражданского Кодекса РФ с начала 2010 года при отсутствии материалов планирования территории государственным органам власти и органам местного самоуправления запрещено переводить земли между категориями.

Заявитель, который желает включить свой участок земли в состав населенного пункта, подает в местный орган самоуправления поселка или муниципального округа, где расположен населенный пункт, такие документы:

  • обоснованное заявление о включении земельного участка в черту населенного пункта либо замене способа его использования, написанное в свободной форме;
  • кадастровый план (карту) своего участка, который войдет в состав населенного пункта;
  • копию паспорта или других удостоверений личности заявителя – для физического лица, выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для организаций;
  • документы о праве собственности на участок земли;
  • договор о сотрудничестве с органом местного самоуправления, на территории которого расположен присоединяемый земельный участок.
  1. Подготовить, согласовать с уполномоченным органом и направить в региональную Администрацию заключение о целесообразности и возможности (или наоборот) введения участка земли в состав населенного пункта, о допустимости установления (изменения) вида разрешенной эксплуатации земельного участка.
  2. Провести публичные слушания вопроса о включении участка земли в черту населенного пункта и утверждении (изменении) вида его разрешенного использования (исключением является присоединение земельного участка для жилой застройки или в рекреационных целях).
  3. Принять участие в заседании регионального Правительства по вопросу внесения изменений в границы населенного пункта путем включения в его состав земельного участка и утверждения (изменения) вида официального использования этого участка.

В результате регистрации границы поселения в ГКН (Государственном кадастре недвижимости) все земли, вошедшие в его состав, получают категорию «земли населенного пункта».

Вас также может заинтересовать: Взыскание задолженности по договору поставки: от претензии до получения денег по исполнительному листу

Кто и почему может отказать в изменении границ населенных пунктов

Руководствуясь Земельным и Градостроительным кодексами, местные органы самоуправления имеют право отказать в присоединении земельного участка к населенному пункту, когда:

  • границы поселения пересекаются с чертой муниципального образования либо выходят за её пределы;
  • черта населенного пункта пересекает границы земельных наделов организаций и физических лиц;
  • включаемые земли имеют большую аграрную ценность;
  • присоединяемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охраняемую промышленную зону или землю производственных объектов.

Государственный исполнительный орган власти может отказать в изменении границ населенных пунктов по нескольким причинам:

  • закон запрещает или ограничивает изменение целевого назначения или официального использования участка земли;
  • документами государственного территориального планирования (в том числе директивами муниципальных образований или субъектов) предусмотрена иная эксплуатация земельного участка, отличная от указанной заявителем;
  • государственный исполнительный орган субъекта получил от федеральной исполнительной власти обоснованный письменный отказ в рассмотрении заявления;
  • государственный исполнительный орган субъекта получил от органа местного самоуправления решение о нецелесообразности (невозможности) введения земельного участка в черту населенного пункта или же выведения его из границ населенного пункта и утверждения (смены) вида его официального использования.
  • в ходе открытых обсуждений их участники приняли положение о несогласии с присоединением участка земли к населенному пункту или, наоборот, его исключением из границ поселения, а также об утверждении (изменении) вида официального использования данного земельного участка.
Предлагаем ознакомиться  Можно ли снизить процентную ставку по ипотеке на первичном рынке

Любой отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Вас также может заинтересовать: Юридическая экспертиза проекта: как правильно проводится

Досадные ошибки в изменении границ населенных пунктов

Регистрация изменения границ населенных пунктов – процесс довольно трудоемкий, поскольку при разработке карты-плана иногда не представляется возможным учесть границу поселения в государственном кадастре недвижимости по каким-либо причинам. Самая частая из них – пересечение черты населенного пункта с кадастровыми границами отдельных участков земли.

Тем не менее, это можно исправить, если разбираться прямо на месте. Регулярные поправки в системах координат, корректировка правил ведения кадастрового учета недвижимости, многократные модернизации программного обеспечения стали причиной того, что сегодня государственный кадастр недвижимости нельзя считать достоверным источником информации. Поэтому границы земельного участка иногда проводят непосредственно на месте.

Увеличение границ населенных пунктов может повлечь за собой незаконное присоединение земель лесного фонда, что сводит к нулю подготовку карты-плана черты населенный пункт и разработку самого генплана с последующим его утверждением. В последнее время активно формируется судебная практика по решению этих вопросов.

Множество проблем, связанных с регламентом перевода земельных участок, возникают из-за переквалификации в разряд «земли населенных пунктов» участков, относящихся к другим категориям. Главная сложность при вхождении таких участков в черту населенного пункта состоит в необходимости изменения границ населенного пункта.

Пункт 1 статьи 8 Федерального Закона «О переводе земельных участков» в части определения и изменения границ населенного пункта сформулирована весьма неудачно. Говорится, что «Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов».

Похожая норма присутствует и в Земельном кодексе.

Такая интерпретация статьи закона допускает, что при утверждении (изменении) границ поселений целевое назначение земельных площадей меняется, а перевод земельного участка между категориями проводится автоматически.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Пример из судебной практики. Администрация Нижнего Новгорода подала иск в Арбитраж Свердловской области, предъявленный к территориальному управлению Росимущества (ФАУФИ). Цель заявления – опротестовать официальное право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда. Требование обосновано тем, что данный участок входит в территориальную черту города, относится к категории городских лесов и не является лесным фондом.

Арбитражный суд согласился с требованиями заявителя и своим постановлением №А43-2852/2005-27-88 от 6 марта 2006 года принял сторону администрации. Главным аргументом послужило то, что оспариваемый участок расположен в городской черте Нижнего Новгорода, а значит, относится к категории «земли населенных пунктов».

Тем не менее такой подход нельзя считать верным. Перевод земельного участка из категории в категорию проводится по определенному порядку, предусмотренному упомянутым выше законом о переводе земель. Означенная процедура одинакова для всех категорий участков с некоторыми особенностями, перечисленными тем же нормативным актом.

Абсолютно отменять этот порядок для категории земель населенного пункта, в действительности заменяя его процедурой установления (или изменения) границ населенных пунктов, будет некорректно, так как это противоречит главным принципам земельного права.

Пример из судебной практики. Губернатор МО подписал постановление о присоединении районного поселения к городу. В свою очередь агентство недвижимости, полагая, что данный документ меняет целевое назначение земельных участков, подало иск в областной Арбитражный суд. Его цель – заставить правительство принять норматив о переводе земельных участков из категории земель аграрного использования в категорию «земли населенного пункта» с дальнейшим заключением договора аренды этого участка с заявителем.

Суд не удовлетворил исковые требования. Мотив – постановление губернатора МО направлено на упорядочение процедур административного деления сложившихся территориальных поселений. Документ не относится к отдельным нормативам, относящим земельные участки к каким-то категориям либо переводящим их между таковыми (постановление ФАС МО №КГ-А41/13557-05 от 12 и 19 января 2006 года).

К тому же, статья 8 Земельного кодекса строго разделяет полномочия Российскоф Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в части перевода участков земли.

Таким образом, перевод земельного участка из категории в категорию допускается для земель, находящихся в собственности:

  • федерации – правительством РФ;
  • субъектов федерации, а также аграрных земель, принадлежащих муниципалитету, – исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;
  • муниципалитетов (кроме сельскохозяйственных земель) – местными органами самоуправления.

Пример из судебной практики. Муниципальная администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с требованием исключить из категории «лесной фонд» земли, которые находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, муниципалитет желал признать указанные участки «землями населенных пунктов», входящими в состав данного образования. Иск основан на том, что спорные земельные участки находятся в официальной городской черте. Арбитражный суд Челябинской области принял решение удовлетворить исковые требования заявителя.

Предлагаем ознакомиться  Кредит для малоимущих

Далее ФАС Уральского округа одобрил постановление АС Челябинской области, оставив его без изменений. Затем Высший АС РФ отменил означенные судебные акты, указывая, что лесной фонд входит в федеральную собственность особого типа с особым правовым режимом. Другое толкование закона вызвало бы несоразмерное ущемление прав собственности РФ. Это могло означать, что прекращение права государственной собственности на землю лесного фонда при автоматическом переводе обсуждаемого участка из этой категории в «земли населенных пунктов» осуществляется по желанию и в интересах муниципалитета за неимением согласия владельца – Российской Федерации. При этом не учитывается то, что лесной фонд – это общее достояние многонационального населения России, которое является государственной собственностью особого рода.

Аргумент муниципальной администрации в отношении статьи 8 Закона о переводе земель, что переквалификация земельного участка из лесного фонда в земли поселений выполнена автоматически (путем проведения городской черты МО), основан на искаженном толковании и применении Закона (Постановление президиума ВАС РФ №16490/07 от 2 сентября 2008 года по делу №А76-738/2007-22-204).

Как видим, судебная практика в основном подтверждает обязательность соблюдения специально утвержденной процедуры изменения целевого назначения земельного участка в любых случаях.

К большому сожалению, необходимость выполнения порядка переквалификации земель из категории в категорию доказана не на правовом уровне, а только в юридической практике, подчас довольно неоднозначной.

Казалось бы, логичным будет изменение и конкретизация отдельных положений Земельного кодекса и вышеназванного Закона. Но здесь мы говорим о другом – законном изменении границ населенных пунктов, которое самостоятельно не каждый может провести. Поэтому в таких вопросах лучше обратиться к профессионалам.

Получить консультацию

Понятие и границы населенных пунктов

В п. 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ указано, что границы городов и сел отделяются друг от друга площадями других групп. В рамках землепользования существует такое понятие, как черта населенного пункта. Этим термином обозначается внешняя граница городов, сел, поселений, которая отделяет их от остальных регионов, городов, поселков.

Важно отметить, что границы города или села не могут иметь пересечений с чертой населенного пункта, выходить за нее, либо накладываться на земельные участки, выделенные частным лицам или организациям. Порядок изменения границ населенных пунктов позволяет определить и утвердить черту поселения. Мероприятие по разграничению проводится согласно положениям градостроительного регламента.

Под установлением и изменением границ поселений понимаются:

  1. Принятие или внесение поправок в генплан города или поселка, где обозначены все границы населенных пунктов, включенных в состав площадей конкретного поселения.
  2. Изменение и принятие схемы территориального планирования общей зоны границ города или села, отражающей границы межселенных зон, то есть площадей, находящихся вне границ поселения.

Независимо от того, произошло ли включение земель в состав территории населенного пункта, права собственников земельных участков, а также арендаторов и землепользователей остаются неизменными.

Территория города или села может быть представлена наделами, имеющими целевое значение. В состав земель населенного пункта, входят:

  • жилые территории;
  • общественно-деловые площади;
  • зоны производственного характера;
  • наделы инженерно-транспортных инфраструктур;
  • площади рекреационного типа;
  • сельхозугодья;
  • специальные и военные объекты.

Установленный порядок землепользования является обязательным для каждого распорядителя массива, независимо от типа владения. Собственники и пользователи распоряжаются участками в рамках определенного типа применения. Виды использования земель населенных пунктов определены градостроительным регламентом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В зависимости от того, к какой группе земель принадлежит тот или иной участок, выполняется зонирование территорий населенных пунктов. Каждая группа имеет свое описание и функциональное назначение:

  1. Жилые зоны используются для постройки жилых объектов. Также к этой группе можно отнести объекты культурного или бытового назначения. Обычно такие территории используются для индивидуального строительства или застройки зданиями различного типа.
  2. В общественно-деловую группу входят здания административного типа и строения, являющиеся образовательными, социально-культурными центрами, используемыми для общего пользования.
  3. Территории производственного назначения используются для возведения промышленных, коммунальных и складских построек.
  4. Инженерно-транспортные площади предполагаются для размещения различных путей сообщения, в частности, железных дорог, автомобильных трасс, морского, воздушного и трубопроводного типа. Также на данных массивах возводятся инженерно-технические объекты.
  5. Рекреационные зоны подходят для устройства городских парков, скверов, садов, а также для создания искусственных водоемов.
  6. Особо охраняемые территории представляют собой земли, являющиеся историческими или культурными памятниками, а также участки, имеющие важное эстетическое и оздоровительное значение.
  7. Сельскохозяйственные угодья обычно предоставляются под пашни, посадки, а также под возведение зданий, имеющих сельхозназначение.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Понятие границ населенных пунктов
Adblock detector