Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ || Контролирующие органы в сфере закупок

Общественный контроль в сфере закупок

Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности — заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц.

Внутренний контроль в сфере закупок

Контроль закупок

Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю.

Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта поставщиком.

Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства.

Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство.

Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.

Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств.

Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ || Контролирующие органы в сфере закупок

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку.

Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.

Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности.

Предлагаем ознакомиться  Как написать расписку о получении денег процедура правильного оформления

При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки.

Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

направленные на оценку способности участников закупки поставить необходимую продукцию, отвечающую нормативным требованиям, при оптимальных затратах и в желаемые сроки;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

При этом не учитывается, что продукция, имеющая сертификат технического регламента Таможенного союза, соответствует требованиям стандартов, указанных в регламентах.

В результате имеем: объявляется закупка, за основу принимаются требования к товару по ГОСТ, обязательная сертификация по которому давно не проводится, и побеждает единственный участник, имеющий, совершенно случайно, сертификат соответствия ГОСТ на добровольной основе.

На этом основании все участники-производители продукции были отстранены, победителем признан участник, который, согласно справке заказчика единственный не поставлял продукцию «с проблемами». Совершенно случайно это оказался посредник, зарегистрированный за два месяца до поставки, первый раз участвовавший в закупках.

оценка соответствия требований к товарам по действующим нормативным требованиям (технические регламенты), по которым проводится сертификация соответствия обязательным требованиям. Наличие сертификатов добровольной сертификации или деклараций о соответствии требует тщательного анализа;

оценка полезности повышенных технических требований или альтернативных предложений (стоимости владения и прочих показателей), сравнение с использованием стандартизированных товаров;

оценка эффективности укрупнения лотов с разнородной продукцией;

разделение лотов на лоты с розничной номенклатурой ТМЦ, товарами специального назначения и ТМЦ в больших объемах (оптовые поставки);

Предлагаем ознакомиться  Премия покупателю за объем закупок без ндс

оценка обоснованности критериев отбора претендентов;

анализ полезности оценочных показателей;

Дискриминационные требования к поставщикам.

создающие условия для прозрачного процесса выбора поставщиков.

оценка обоснованности закупки ТМЦ;

оценка качества подготовки закупочной документации;

оценка способа формирования лотов (в т.ч. укрупнение предмета закупки);

анализ наличия дискриминационных условий при выборе поставщиков;

анализ процедуры проведения закупки (оповещение, принятие к рассмотрению, оценка, выбор);

анализ соответствия заключенного договора решениям закупочной процедуры и документации закупки.

Особенно это настораживает в отношении компаний, известных своей развитой контрольной средой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Правильнее сказать, что такие процедуры установлены и выполняются, но они явно не соответствуют сложности процесса закупок, или, скорее всего, при их разработке не были учтены многие его особенности и нюансы.

В ходе проведения аудитов выявляются недостатки процесса, предлагаются изменения в контрольные процедуры, делается всё необходимое для повышения контролируемости и эффективности закупок, процесс вроде бы работает, что позволяет констатировать наличие зрелой контрольной среды.

Здесь мы не ставим цели компрометации системы внутреннего аудита и контроля, не подозреваем наших коллег в сговоре с заказчиками закупок, поскольку считаем, что возникающие недостатки – это результат отсутствия тонкой настройки контрольных процедур, требующих глубокого погружения в сам процесс.

При проведении аудитов заключение о наличии и качестве контрольных процедур формируется на основе знаний и опыта внутренних аудиторов, при этом могут быть не учтены нюансы, которыми в совершенстве владеют специалисты по закупкам.

Все эти ситуации привели к реализации рисков поставки фальсифицированной или контрафактной продукции, а также к риску существенного завышения цены закупки.

Закупки осуществляются через подрядчиков.

Пример. Крупное химическое предприятие в 2018 г. получило от подрядной организации, выигравшей тендер на проведение монтажных работ, крупную партию контрафактной кабельной продукции с поддельным сертификатом качества производителя.

Отсутствие конкретных показателей товаров при объявлении закупки на выполнение работ и услуг.

В результате условия закупки позволили поставлять продукцию, не соответствующую нормативным требованиям; закупку выиграл посредник, предложивший минимальную цену, но поставивший фальсификат.

Ситуация: формирование заявок на закупку с указанием конкретных производителей или технических условий на их продукцию. Часто эти требования объясняются необходимостью поставки технически сложного товара, однако ни подобная необходимость, ни контроль соответствия этим требования не проверяются.

Пример. В закупочной документации крупной энергосетевой компании дана ссылка на техническую политику, предусматривающую использование продукции конкретных производителей. Посредник, который стал победителем, предварительно закупил всю номенклатуру у разных производителей, в том числе и у тех, которые не указаны в документации. Продукция успешно «прошла» входной контроль.

Предлагаем ознакомиться  Алименты отцу от ребенка после 18 лет: взыскание денег с сына или дочери

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Ситуация: условия закупки заказчика устанавливали, что поставщик должен быть аттестован в системе сертификации радиоэлектронной аппаратуры, электроизделий и материалов военного назначения «Военэлектронсерт», что требовалось подтвердить свидетельством об аттестации. Свидетельство должно удостоверять, что элементы системы качества и выполняемые функции соответствуют требованиям ГОСТ при закупке и поставках изделий отечественного производства для комплектования аппаратуры военного назначения в качестве второго поставщика.

На основании этого требования из-за отсутствия сертификата второго поставщика все предложения производителей были отклонены, закупку выиграл посредник.

Ещё часто повторяющаяся ситуация: после вступления в силу соответствующих технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) сертификация на соответствие обязательным требованиям ГОСТ запрещена. Но тем не менее при проведении закупок заказчики указывают в описании товаров требования об их соответствии требованиям стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), в том числе и прекративших свое действие.

Риск реализуется при субъективном присвоении оценочных баллов, применении неизмеримых показателей, например, проводится оценка опыта использования ТМЦ.

Ситуация: при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку товара в течение года предложения одного участника (производитель) с ценой в 18,7 млн р. набрало меньшее количество баллов, чем предложение другого участника (посредник) с ценой 26,9 млн р. Попытки выяснить, каким образом производилось присвоение оценочных баллов, остались без ответа, обращение в службу внутреннего контроля заказчика завершилось отпиской о выполнении всех предусмотренных в организации контрольных процедур при закупке.

Превышение цены относительно среднерыночного уровня составило 50 % (более 10 млн р.).

Энергосетевая компания объявила в феврале 2014 г. ряд запросов предложений на закупку ТМЦ на основании годовой программы для нужд капитального ремонта, поэтому закупки не носили экстренного характера. Но все запросы предусматривали срок подачи заявки в течение 1–3 дней с момента опубликования объявления о запросе предложения (на основании Положения о закупках компании, допускающего установление сроков подачи заявок не менее чем 1 (одни) сутки с момента опубликования объявления).

указание в требованиях на продукцию нормативных документов, разработанных основными отраслевыми разработчиками и производителями;

анализ сертификатов соответствия в системе ГОСТ Р требованиям пожарной безопасности;

порядок назначения и проведения закупки не создает объективных трудностей для участия в процедурах закупок в обычных условиях (по срокам участия, по дополнительным требованиям, например по гарантиям);

обоснование срочности закупки, сравнение с упущенной выгодой от завышения цены;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

срок поставки при плановых закупках – не менее срока технологического (производственного) цикла ТМЦ.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ || Контролирующие органы в сфере закупок
Adblock detector