Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Госзакупки с нуля для заказчика

Госзакупки — не только прибыль, но и престиж

Закупки проходят в форме аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений и других.

  • Их механизмы определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в государственных закупках не используется
  • Применяется термин “закупки”, их совокупность называется контрактной системой
  • Осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам?

Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Как принимать участие

Основные правила отражены в федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Закупки по 44-ФЗ

  • Максимально тщательно определены все этапы
  • Распространяются на учреждения социального профиля
  • Они не имеют доходов и все средства получают из бюджета
  • Это государственный аппарат, полиция, школы, больницы, инфраструктура
  • Применяется всего несколько основных форм закупок

Закупки по 223-ФЗ

  • Применяют государственные предприятия, которые могут выполнять социальные функции
  • Госкомпании имеют собственную выручку, являются коммерческими организациями
  • Это Газпром, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Ростелеком, Росатом, Роснано, Ростех
  • Условия по 223-ФЗ намного более мягкие и рамочные
  • Заказчики устанавливают собственные правила закупок в Положении о закупках
  • Используется много видов видов (сотни), их вариации определяет госзаказчик
  • Для субъектов малого и среднего бизнеса количество форм сокращено до четырех.

Официальный сайт

  • На сайте публикуются все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Поиск по ключевым словам, фильтры по дате, цене, региону
  • Полный доступ к документации, протоколам определения победителя, государственным контрактам

Электронные площадки

Участие проходит непосредственно на электронных торговых площадках, требуется электронная подпись.

Для начинающих поставщиков

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
Предлагаем ознакомиться  Кадры с нуля для начинающих

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Госзакупки с нуля для заказчика

Это привлекательная перспектива для большинства сфер бизнеса.

Производственное, торговое предприятие, которое реализует продукцию или компания, оказывающая услуги, – осознают ценность участия в аукционах и конкурсах, поскольку понимают, что это поможет вывести их бизнес на совершенно новую ступень развития.

Это не только шанс получить контракт от известного заказчика на крупную сумму, но и возможность укрепить свои позиции на рынке и имидж надежного поставщика.

Все это поможет компании упрочить позиции в своей нише. Но главное — участие в госаукционах и конкурсах позволяет надежно и на постоянной основе получать выгодные контракты.

Электронные аукционы и другие торги проходят на специализированных торговых площадках (ЭТП).

Сегодня есть 8 операторов торгов, официально одобренных государством по 44-ФЗ. Список площадок опубликован здесь.

Девятая площадка предусмотрена для государственного оборонного заказа.

Чтобы иметь возможность работать на них необходимо получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию на электронной площадке. С 1 января 2019 года сделать это можно в упрощенном режиме.

Теперь чтобы зарегистрироваться и получить аккредитацию сразу на всех восьми ЭТП достаточно один раз пройти регистрацию в информационной системе ЕИС на официальном сайте.

Такие нововведения в 44-ФЗ существенно упростили процедуру получения аккредитации. С начала 2020 года это обязательное правило для всех.

Подробнее о том, как зарегистрироваться в ЕИС.

Пошаговая инструкция

Основные этапы:

  1. Получить электронную цифровую подпись для торгов
  2. Пройти регистрацию в единой информационной системе
  3. Открыть спецсчет в банке и внести обеспечение заявки
  4. Найти закупку, проанализировать и просчитать
  5. Подготовить заявку
  6. Подготовить сведения о характеристиках (форму 2)
  7. Принять участие в электронных торгах
  8. Внести обеспечение исполнения контракта
  9. Заключить государственный контракт

Типы тендеров

Они могут быть:

  • электронными и бумажными. Первых абсолютное большинство, бумажными остаются лишь некоторые отдельные виды закупок;
  • закрытыми и открытыми. В первом случае участниками закупок может ограниченный круг. Во втором — все желающие;
  • конкурентными и неконкурентными. Первый способ предполагает выбор поставщика на соревновательной основе. Второй — закупку у конкретного исполнителя. Заказчик высылает предложение определенной компании и закупает ее услуги, либо продукцию. Порядок и правила, как участвовать в таких закупках, установлены 44-ФЗ.

Рассмотрим виды торгов подробнее.

Конкурс

Конкурс — один из основных видов торгов, в которых побеждает участник, предложивший самые подходящие для заказчика условия.

Предметом открытого конкурса может быть почти любой объект закупок, не запрещенный действующим законодательством. Закрытые конкурсы проводятся по объектам, представляющим собой гостайну.

Чтобы подать заявку, предприниматель должен отразить в ней сведения, которые касаются и самого участника, и объекта закупки (заявка состоит из двух соответствующих частей). По каждому конкурсу участник может подать только одну заявку.

Также он может отозвать ее при необходимости до наступления дня рассмотрения заявок. Если на эту дату подана только одна заявка — участник, ее подавший будет считаться победителем. Если не поступила ни одна заявка — конкурс признается несостоявшимся.

Определяя победителя, заказчик рассматривает заявки кандидатов.

Предлагаем ознакомиться  Договор о распределении прибыли между партнерами

Оцениваться могут следующие критерии:

  • особенности и характеристики продукции, либо услуг;
  • расходы, связанные с их потреблением, эксплуатацией товаров;
  • сроки поставки, либо предоставления услуг;
  • гарантийный срок и условия его предоставления;
  • другие особенности.

Аукцион

Госаукционы — очень популярный вид конкурентных закупок, бывают открытыми и закрытыми, тут тем же принципы, что и у конкурсов. Победителем признается участник, который предложил самую выгодную стоимость при прочих равных условиях.

Участник делает ставку, снижая начальную цену, установленную заказчиком. Шаг снижения стоимости — 0,5-5%. Участник не может подавать равную или меньшую стоимость, чем предыдущее предложение или нулевую цену.

Интервал между ставками участников — 10 минут. Если новое предложение не поступило — победителем становится участник, который сделал предыдущую ставку. Если же ставки делаются каждые 10 минут и чаще — аукцион будет длиться до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Участники взаимодействуют через интернет посредством оператора ЭТП, технических и программных средств, за счет чего снижается риск воздействия на заказчика и другие негативные факторы, достигается более высокий уровень безопасности взаимодействия и передачи конфиденциальных данных.

Подробнее в инструкции о проведении аукциона.

Запрос котировок

Запрос котировок — это запрос заказчиком цен у неограниченного круга участников. Победителем становится предприятие или физическое лицо, которым предложена самая низкая цена и соответствующее всем требованиям, заявленным заказчиком в извещении.

Решение о победителе принимает котировочная комиссия. Бывают ситуации, в которых она отклоняет все заявки участников. В таком случае торги признаются несостоявшимися.

Запрос предложений

Этот вид торгов похож на запрос котировок, но если при запросе котировок заказчик узнает цены, то при запросе предложений его интересуют условия выполнения заказа.

И тот участник, который предложил самые привлекательные становится победителем. Запрос также может рассылаться неограниченному кругу лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Как участвовать в торгах

Это могут быть юридическое лицо, физические лица и ИП, если:

  1. В отношении участника не должна быть инициирована процедура банкротства;
  2. Деятельность субъекта предпринимательства не должна быть приостановленной;
  3. У участника не может быть долгов по всем обязательным платежам, в том числе по налогам, превышающим 25% от собственных активов;
  4. У руководителя или самого ИП, физического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям;
  5. На предметы интеллектуальной собственности участник должен иметь исключительные права;
  6. У участника не должно быть родственных связей с заказчиком, а также других конфликтов интересов;
  7. У участника должны быть разрешительные документы на заявленную деятельность.

Также заказчик вправе требовать от участника того, чтобы он:

  • Не находился в реестре недобросовестных участников (РНП);
  • Имел оборудование, достаточные материально-финансовые ресурсы для выполнения заказа;
  • Имел достаточный опыт и должную репутацию в интересующей организатора сфере;
  • Имел достаточное количество квалифицированных сотрудников, чтобы выполнить заказ.

Заказчик имеет право запросить документальное подтверждение соответствия поставщика всем этим или отдельным требованиям. Также он может выдвинуть и любые дополнительные требования к поставщику.

У поставщика есть встречная обязанность — подача заявки, которая соответствует требованиям тендера. Если предложение не соответствует — оно будет неизбежно отклонено заказчиком.

Чтобы подавать заявки нужно заблаговременно подготовить перечень необходимых документов, в том числе те, которые будут служить подтверждением соответствия продукции или услуг поставщика требованиям заказчика.

Для участия в торгах необходимо заранее предусмотреть всё, что может потребоваться в процессе. Так, помимо законодательно регламентированных сроков, необходимо учесть еще и фактические сроки, которые уходят на реальную подготовку документов.

Поэтому планируйте заранее. На самом деле на подготовку документов может уйти до 20 дней. Это зависит от условий, указанных в закупочной процедуре.

Какие документы нужны

Чтобы индивидуальному предпринимателю, организации или физлицу участвовать в закупках, следует подготовить перечень документов:

  • Заявка за подписью уполномоченного лица;
  • Опись прилагаемых к заявке документов;
  • Информация об участнике (регистрационное свидетельство, учредительная документация и пр.);
  • Выписка из реестра;
  • Документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по обязательным платежам (справки, сверки и пр.);
  • Уполномочивающие документы на основных руководящих лиц (приказы, решения, протоколы);
  • Документация, подтверждающая все заявленные участником сведения;
  • Квитанции, счета о внесении обеспечения заявки.
Предлагаем ознакомиться  Как оформить прекращение договора подряда по инициативе заказчика

ЕИС и ее возможности

ЕИС — не только удобный инструмент для работы с операторами торгов. В ней публикуется вся необходимая и важная информация о госзакупках.

Здесь заказчики публикуют:

  • план закупки;
  • тендерную документацию;
  • извещения;
  • информацию об уже реализованных контрактах.

Здесь на постоянной основе вносятся данные в реестры, включая РНП — реестр недобросовестных поставщиков. Также в ЕИС размещено огромное количество обучающих материалов, актуальные изменения и нововведения в действующее законодательство и другая важная информация.

Все закупки можно отсортировать по множеству критериев и просматривать только наиболее подходящие: по виду деятельности, цене, по названию закупки, товара, работ, региону.

В документации заказчик указывает, на какой именно ЭТП будет проходить электронный аукцион или другая госзакупка. Заявку подавать нужно уже непосредственно на ЭТП.

У кого больше шансов на победу

Выход на рынок госзакупок доступен физическими и юрлицам, ИП, резидентам и нерезидентам. У каждой регистрационной формы свои преимущества и недостатки с точки зрения участия в тендерах.

Принято считать, что крупный госзаказчик неохотно поручает выполнение своего заказа ИП. Это заблуждение мешает многим предпринимателям, самозанятым и частным лицам пробовать свои силы в этой сфере.

Особенности участия ИП, самозанятых и частных лиц

Законодательство дает уникальный шанс ИП и физлицам сотрудничать с государственными заказчиками и быть узнаваемым среди них, кроме секции гособоронзаказа — тут ИП может быть только соисполнителем. Но, становясь на такой путь, предприниматель должен знать, что его ждет и какова ответственность за нарушение своих обязательств.

Благодаря ЕИС и электронной форме документооборота, ЭЦП, предпринимателю не обязательно арендовать офис, тратить средства на поездки к заказчику, если есть территориальная удаленность.

Активно взаимодействовать с заказчиком чаще всего не нужно. А, значит, ИП не нужны менеджеры, которые 24 часа в сутки на связи и готовы обсуждать проект, особенно, если у регионов заказчика и исполнителя большая разница во времени.

Первое время после выхода на рынок к ИП с подозрением будут относиться опытные крупные заказчики. И это не удивительно, ведь пока у ИП нет репутации и опыта, реализованных госзаказов, им не ясно, кто перед ними: перспективный новичок или очередной мошенник.

Преимущества ИП, самозанятого или частного лица:

  • у ИП меньше отчетности, налогов за реализованный госзаказ;
  • за счет персональной ответственности ИП с большим опытом работы по своему виду деятельности и хорошими оборотами может получить кредит в банке для внесения обеспечения заявки проще, чем ООО;
  • ИП не нужно подавать некоторые документы, которые обязательны для предоставления юридическим лицам. Это плюс не только с точки зрения экономии времени и меньшей бумажной волокиты, но потому что, чем меньше бумаг, тем меньше вероятность сделать ошибку;
  • полученной прибылью ИП распоряжается по своему усмотрению.

У ООО все наоборот: ответственность ограничена уставным капиталом. Бумаг ООО придется прикреплять больше, да и юридический адрес — неотъемлемая деятельность общества. Прибылью распоряжаться не так удобно, возникают дополнительные расходы. А если ООО открыто недавно, то доверять ему заказчики будут не больше, чем ИП.

Выводы

Перед тем, как начать, нужно разобраться в деталях конкретного вида закупки, из каких этапов состоит, какие нужны документы, последовательность действий, сроки.

Участие требует слаженных, четких и уверенных действий, где нельзя полагаться на авось. Это не только конкуренция с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Поэтому этапы отбора и подготовки документации самые важные.То есть нужен грамотный выбор цели и правильные действия для ее достижения. Так можно одержать победу и получить государственный контракт.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Госзакупки с нуля для заказчика
Adblock detector